Блог Олега Сердюкова

Треккинг в Гималаях, Непал, район Эвереста, октябрь 2004

Из письма друзьям, которым мы не сказали до поездки, куда мы едем. Наконец-то освободился и могу написать о нашей с Дашей поездке. Как я и говорил, поехали мы на югА. Практически. Если точнее, то на юго-запад примерно 5000 км. А именно в Гималаи. Транзитом через Индию. В большой группе из Даши и меня :-)

Попасть в Гималаи было моей большой мечтой. Я зачитывался книгами про восхождения на Эверест, описаниями гор, людей. Однажды в 2002 году в Лондоне я зашел в книжный магазинчик возле Piccadilly Circus и увидел книгу Lonely Planet “Trekking in the Nepal Himalaya”. Конечно же, я ее сразу же купил и начал реализовывать свою мечту. Никто особенно не верил, что это во что-то выльется. Но в 2004 году у меня из-за работы не сложилось поехать второй раз за год на Кавказ, зато в итоге появилось немного лишних денег, и мы с Дашей (тогда еще мы не были женаты, но через пару месяцев это изменилось :-) рванули в Непал. Родители, конечно же, были в шоке - они не могли представить, как мы можем забраться так далеко в такие дикие места.

Я ненавижу групповой туризм, поэтому мы организовывали все сами и шли без гидов и носильщиков - конечно, так мы не даем им заработать, но меня напрягает присутствие чужих людей. Да и смысла идти с гидом никакого нет, а нести приходится максимум 15 кг.

Большое спасибо Катерине из Royal Mountain Travel - она для нас организовала трансферы в Катманду и авиабилеты до Луклы и обратно.

003

Долетели из Киева до Дели в час ночи, там нас встретили и мы поехали в Агру взглянуть на Тадж-Махал. Три с половиной часа в одну сторону, три с половиной в другую.

С водителем-сикхом прямо как из рекламы Kit-Kat :-) Сумасшедшее движение, отсутствие дорожных правил, пение вслух водителем национальных песен и нажиманием на сигнал примерно раз тридцать в минуту на протяжении всей поездки без перерыва :-) В Индии интересно, но впечатления остались ужасные. Духота, грязь, нищета.

Вечером вернулись в аэропорт и вылетели в Катманду. Где-то в 0:20 были в аэропорту Трибхуван возле Катманду. Там нас встретила машина и мы поехали в отель (***, 24$ в сутки за номер на двоих). Утром - экскурсия к ступе, поездка по Катманду, в Патан.

Забрали пермиты и авиабилеты до Луклы. Вечером - ужин в Тамеле (туристический район в Катманду). Катманду оставил приятное ощущение, если не считать немножко меньшей грязи и приставаний на каждом углу “Намастэ! How are you, my friend? Where you from?”, “Crack, marihujana, hash” :-) Ужин на двоих в ресторанчике с пивом “Эверест” стоил нам 7$ на двоих :-)

Перед отходом привязался в дворе отеля по GPS. Оказалось не очень полезным, потому как ошибка составила порядка 100 метров в сумме (узкие улочки) и в итоге мы искали отель по темным улицам где-то с час - центральный вход закрывался часов в семь :-)

Вечером прикинули, что именно нам не нужно из вещей и сдали это в камеру хранения - очень удобная и бесплатная услуга.

На следующее утро поехали в аэропорт с целью улететь в Луклу. Domestic Airlines… Дурдом - это сказано очень мягко. До этого дня два не было рейсов из-за плохой погоды в Лукле. Соответственно накопилось очень много народа, который хотел улететь.

Логики в регистрации ан рейсы не было видно никакой. Казалось, что улетает только тот, кто или имеет наемного шерпу, который носится с билетами, или надоедает хуже горькой редьки персоналу авиакомпании. Прождав, пробегав за персоналом и поспав на протяжении семи часов, мы увидели веселую надпись “Flight to Lukla cancelled due weather” и поехали в отель. Номер уже сдали другим (мы же рассчитывали улететь), поэтому за те же деньги нам дали более дорогой.

Внимание! Если рейс отменен, то нужно подойти в офис компании (это все в одном большом зале, забитом рюкзаками и мешками и бочками со снаряжением). Там словить девушку и заставить ее сделать reconfirmation билетов на завтра - она должна вклеить зеленую бумажку, в которой сказано, что завтра ты улетишь (или попытаешься улететь) на рейсе таком-то в такое-то время. Если этого не сделать, или поверить милому созданию, что ничего не нужно ставить и завтра билет будет действовать в то же время, то придя завтра, будешь объясняться с вооруженной охраной, что ты действительно летишь именно сегодня, и что билет не просрочен. Это мелочь, но неприятно.

Снова ужин, снова $5 за двоих, и утром - вторая серия улета. На этот раз все-таки самолеты начали потихоньку улетать.

Логика прояснилась. Алгоритм:

1. Идешь с билетами в офис компании (это все в одном большом зале, забитым рюкзаками и мешками и бочками со снаряжением).

2. Берешь девушку и заставляешь ее проверить, что твой билет есть в списках - постоянно говоришь “I want to confirm my ticket!”.

3. На листе внизу запоминаешь номер страницы. Это порядковый номер очередного рейса, на котором ты должен улететь.

4. Облегченно вздыхаешь и идешь отдыхать. Но когда видишь, что к стойке регистрации подходит кто-то из персонала, несешься туда и высматриваешь номер страницы - не факт, что ты разглядишь свои фамилии - бывает не хватает время на заполнение. Кричишь на ухо человеку: “My tickets in list on the Page 13!!!”. Он тебе может сказать - “Now we are proceeding page 10”. Поэтому ждешь дальше. Но не зеваешь! Если этот мужик скажет, что тебя найдет, когда будет твой рейс, преданно говоришь ему, сияя от счастья: “Thank you very much!!!”, но не веришь ему и начинаешь дергаться снова при подходе кого-либо к стойке регистрации. Реально это полный дурдом - десятки человек ходят, махают билетами, носят грузы. Разобраться самому можно, но ценой хорошего количества нервов.

5. Когда наконец-то находишь, что сейчас тебя будут отправлять, идешь к стойке. До этого нужно купить аэропортовый сбор - 165 рупий (~2$). Сдаешь багаж, тебе дают посадочный талон. На нем написана буква - например Q. Когда будет пройден обыск, и попадешь в зал отправки - нужно будет ждать объявлений или же стоять возле выхода и смотреть за буквами, которые называют служащие… На самом деле буква обозначает последнюю букву в бортовом номере самолета…

Итак, мы все-таки вылетели. До Луклы около часа лета. Но посредине пути оказалось, что погода снова испортилась и Лукла не принимает. Реально это действительно опасно - в облаках на самом деле горы, и каждый год несколько самолетов с пассажирами разбивается - в прошлом была всего одна авария.

Поэтому мы сели на территорию военной базы :-) Там же и заночевали на футбольном поле возле деревни. Здесь я понял, какое бывает небо вдалеке от цивилизации. Всю ночь нас охраняли. По этой причине фотографировать не хотелось.

Да, кстати, начитавшись книг по восхождениям на Эверест, я вынес оттуда несколько вещей - в сезон много народа, лоджии переполнены, и в этих лоджиях ужасно - вонь от дыма, блохи и толпы народы. Поэтому мы взяли палатку, спальники, коврики, горелку, баллоны :-) Все это нам пригодилось только на военной базе :-) В первый день трека мы переночевали в палатке, но когда узнали, что мест хватает, и комната (single, double - без разницы) стоит 100 рупий (1.5$), мы стали останавливаться только в лоджиях :-)

Утром вылетели в Луклу. Добрались нормально. И трек начался. Хотели сначала идти в базовый лагерь к Эвересту, но два дня оказались потерянными и мы не успевали по времени. Рванули в сторону Гокио.

Расписывать детально трек по дням не хочу - хватает в Катманду и карт, и книг (рекомендую Trekking in Everest Region и Trekking in Nepal - Lonely Planet. Первая - более детальная, во второй описывается треккинг по всему Непалу). Треки построены с целью плавного набора высоты и чтобы человек не падал мертвый к вечеру - максимальный переход порядка семи часов и набор высоты максимум 800 метров).

Еще интересная вещь - в процессе акклиматизации рекомендуют очень много и регулярно пить. От литра в день на высоте 1500 до 3 литров после 4500. Но воду пить из ручьев нельзя - обилие яков вызывает наличие кишечных паразитов. Поэтому два варианта - либо бутилированная вода (100 рупий - 1.4$ за литр), либо очистители воды - йодины (600 рупий за бутылочку с таблетками - бросается по две таблетки на литр воды).

После подъема во второй день до Намче Базара (3400) мы поселились в лоджии, выгрузили из рюкзаков палатку, коврики, горелку и баллоны :-) И стали наслаждаться жизнью. Реально для трека нужны только спальники (желательно пуховые - для октября-середины ноября с содержанием 600 грамм пуха, а в декабре - все 800 грамм).

В процессе познакомились с ребятами из Германии, Австралии. Очень открытые люди. Общались мы с ними, конечно, на английском - за неделю неплохо разговорились и подняли уровень английского.

Шерпы - очень приятные люди. Постоянные приветствия на тропе “Namaste!” и улыбки. Масса положительной энергии.

Буддистские символы на каждом шагу - чортены, мани-камни, ступы, молельные барабаны, молельные флажки.

К сожалению, опять-таки не успели по времени, поэтому нам пришлось вернуться за день от Гокио - последняя ночь была в Мачермо (~4600).

О рекомендациях на будущее. Очень желательно иметь спутниковый телефон. Связи нет никакой. Плюс в Катманду нужно купить страховку, покрывающую эвакуацию вертолетом (иначе без поручительства, что ты заплатишь ~3500$ за спасы никто не полетит).

В Мачермо был вечером и ночью снег - все было заснежено. Полный кайф!

Вернулись в Луклу. Там нужно быть за день до отлета (с 14:00 до 16:15 работает офис, в котором нужно сделать reconfirmation билетов - иначе могут не выпустить). На дверях висят контакты, к кому обратиться во внеурочное время за reconfirmation. Мы пришли в 17:30… Я сходил к контактному лицу и Шерпа мне поставил какую-то закорючку в билете.

Утром был снова полный дурдом в аэропорту. Но здесь, даже имея опыт улета из Луклы, уже не было ничего понятно! И тут я вспомнил совет англичанки насчет заведения “Sherpa Tea Shop”. Мы вышли из аэропорта, напротив входа немного правее и было это заведение. Я нашел хозяина и попросил мне помочь улететь. Он привел нас в свой ресторанчик, предложил кофе, забрал билеты. И через несколько часов (была плохая погода) пришел к нам, отдал посадочные талоны и провел нас в зал. За это он ничего не взял! Хоть я и пытался его отблагодарить. И все это с улыбкой :-) Рекомендую!

Итак, мы в Катманду. Потом отель. Потом перелет в Дели, а потом - в Киев.

О национальных блюдах - лучше вегетарианства нет ничего - в мясе говядине - бычьи цепни, глисты и прочие паразиты. Куры - тоже под вопросом. Периодически попадается гнилое мясо. Но мы не стали это проверять и питались растительной пищей. Я полюбил Dal Bhat (рис, бобовая похлебка и острые овощи). Периодически хозяева предлагают бесплатно вторую порцию :-) Вкусны Mo-Mo (что-то вроде пельменей). На обед - Sherpa Stew (супчик из риса, овощей, напоминающий кулеш - если идти еще далеко, то набивать желудок не хочется). Chapati - лепешка. Напитки - вариации чая. Мне очень понравился Masala Tea (чай с молоком и специями).

Горы - великолепны. Амадаблам, Лходзе, видели кусочек Эвереста. Природа - изумительная. Люди - потрясающие.

В итоге за 10 дней мы потратили в треке всего 300$ на двоих. Самое основное - это добраться до Луклы :-)

И вот мы наконец-то в Киеве. Как приятно вернуться домой! Но в Непал хочется возвращаться раз за разом.