На Говерлу в первый раз я сходил 23-го февраля 2008 года. Было жёстко - в такие суровые условия я никогда не попадал, хоть и был на Кавказе, на Тянь-Шане и в Гималаях. До этого мне всегда везло, погода была всегда если не идеальная, то близкая к этому.

А вот здесь было всё - сильный снег, порывы ветра больше 40 м/c, видимость до 5 метров, лёд на склоне. Ночевали мы с друзьями в палатке на границе леса (насколько я видел летом, палатка стояла на уровне около 1.5 метра над землёй на толстой подушке снега). Снегоступы, кошки, треккинговые палки, GPS - в общем всё, как обычно. Мне очень понравилось.

Год назад мы с Дашей решили проехаться по Украине на машине, и одним из основных пунктов тоже выбрали Говерлу (кроме Каменца-Подольского, Хотына и Львова). Об этом расскажу как-нибудь в другой раз, пока скажу, что в 2010-м в числах 20-х октября было достаточно снега и мы подымались на Говерлу по снегу, но кошки были не нужны.

В этом году тоже захотелось развеяться, правда времени на поездку было мало, всего выходные и понедельник-вторник. Поэтому никуда больше не заезжали, целью был Заросляк.

Дорога в Карпаты

Машинка за день до старта:

Машинка

Стартовали в субботу часов в 10, раньше не было сил подняться, хотелось после долгой работы поспать.

Ехали по новой трассе в сторону Львова. На участке Киев-Житомир ощутили прелести ремонта - дорога почти на всём протяжении ремонтируется, движение завёрнуто на встречную полосу, один ряд едет в одну сторону, другой - в другую. Обгон почти везде запрещён, средняя скорость порядка 60 км/ч.

Не заезжая в Житомир поехали по окружной в сторону Чопа. М06/E40 хороша, слов нет!

Мы планировали ехать через Ивано-Франковск, в идеале хотелось добраться до Заросляка в тот же день. Но этому не суждено было сбыться…

Традиционно пользовались iGo на iPhone. Всё было идеально до того момента, пока этот замечательный GPS не порекомендовал свернуть с M06. Наученные предыдущими поездками, мы выбираем метод прокладки маршрута Fast, а не Short, в этом случае есть большая вероятность поехать по большим автострадам. Но…

Поверив GPS, свернули на трассу в сторону Золочива (отметка 3 на треке, сделанном на обратной дороге):

Трасса

И тут началось. Оказалось, что дальше началась сеть четырецифровых трасс районного и сельского значения. Раздолбаных, с сотнями дыр разного калибра, проходящих среди сельских домиков. К этому времени наступила темнота и началась ловля дыр…

Скорость упала до 40 км/ч. Радовало только то, что периодически встречались машины, поэтому была надежда на то, что мы всё-таки в цивилизации и с этой ужасной дороги есть выезд (в одну из предыдущих поездок после долгого пути по хреновой дороге мы упёрлись в бетонные блоки, перегораживающие дорогу, но хорошо, что удалось их быстро объехать).

Заканчивался бензин, заправок, конечно, на таких дорогах не было.

До Рогатина (внизу карты) дорога ничего, кроме ругательств, не заслуживала. Хотя и такое мне нравится - ведь в обычной ситуации в такие места не попадёшь, поэтому любой опыт ценен.

И вот наконец-то нормальная трасса, заправка в Рогатине была как чудо.

Поехалось гораздо веселее, но тут наступил туман… По густоте он мне напомнил туман из книги Кинга. С включённым дальним светом и противотуманными фарами впереди было видно от силы четыре штриха разделительной разметки. Удобно было пристроиться за передней машиной и аккуратно ехать в её темпе. Тактика показала свой недостаток, когда маршрутка, за которой мы держались, поехала не туда, куда нужно было нам. Хорошо, что мы заметили это через квартал после поворота. Без GPS на дороге делать нечего, хотя нужно перепроверять его рекомендации.

Поворот на тёмную улицу, ведущую на нашу трассу. Аккуратный проезд, остановка, чтобы пропустить машины на трассе. Поворот. Машина куда-то проваливается, скрежет, выворачиваю резко руль и, благо, машина возвращается в горизонтальное положение. Аварийка, фонарик на лоб, рекогносцировка.

Оказалось, что на повороте на трассу находится яма. Без знака, без ограничительного забора. Без ничего. Как я пожалел, что Росяма не работает на Украине…

Повезло, что с машинкой ничего не случилось. Ничего, кроме лёгких царапины снизу. И ещё одного момента, о котором скажу в конце. Повезло - не то слово.

Выступать борцами за идею, ночевать в машине и потом искать ГАИ для регистрации ямы? На каждую яму отпуска не хватит. Поехали дальше.

Туман усилился, на обочине стали попадаться с аварийками люди, не захотевшие продолжать путь в таком экстриме. А мне понравилось, и мы продолжили путь :-)

Когда добрались до Ивано-Франковска, было, наверное, часов девять вечера, и мы поняли, что дальше ехать нет смысла. В iGo нашёл отель поближе к центру. “Днестр” вроде бы. Две комнаты, 374 грн включая туристический сбор на развитие города.

Заросляк

Утро было пасмурным, но тумана уже не было. Часов в девять стартовали, Даша была за рулём, и часа через два с половиной добрались до КПП. Дорога была хоть и не как E40, но вполне нормальная.

Здесь нужно быть внимательным - если следовать правилам, то за КПП не пропускают после 16:00. Хотя если едешь в Заросляк, то должны пустить.

Маршруты:

Маршруты

Категорически рекомендую записать телефоны спасательной службы. Для обычной прогулки по горам регистрироваться смысла я не вижу, но в случае ЧП они могут понадобиться:

Контакты КСС

Километров 4-5 горной дороги и мы на спортивной базе Заросляк. Когда становится холоднее и выпадает снег, то некоторые участки становятся ледяными и проехать бывает тяжело. В прошлом году мы решили не рисковать (реально смогли доехать до середины) и останавливались в отеле со статусом Козырной Карты рядом с КПП. Недешёвое удовольствие, нам там понравилось. Есть нормальный ресторан (принимают Visa/MasterCard, что приятно), сауна.

В Заросляке мы не бронировали номера, полагая, что сейчас не сезон и с номерами вопросов не будет. Так и вышло. Если же вы хотите определённости, то можете договорится с киевским представителем (цена за номер такая же, как и на месте).

На самой базе с мобильной связью плохо (и это замечательно!). Можно словить в определённых точках Киевстар. Если же хочется Интернет, то нужно подыматься на возвышенности.

Оказалось, что около часа ночи приехали несколько человек из Киева, попавшие, как и мы, в туман. Мы правильно сделали, что остановились в Ивано-Франковске.

Озеро Несамовытое

Табличка

Для начала решили сходить на озеро. Стартовали в два часа. Конечно же, это был осознанный и подготовленный шаг, в горах даже к лёгким прогулкам нужно относиться серьёзно:

• Заход солнца - около пяти, светлого времени - три часа, время в пути в одну сторону два с половиной часа (мы шли в неторопливом темпе два часа).
  • Т.е. возвращаться нужно будет в темноте. Для этого у меня всегда в рюкзаке фонарик и комплект запасных батареек.
  • Путь достаточно длинный, поэтому с собой литр воды, лёгкий перекус и термос с чаем.
  • Местами есть лёд, температура вечером может около нуля, значит тёплая одежда, перчатки и шапка. Ботинки - треккинговые.
  • Мобильные телефоны заряжены, телефоны КСС сфотографированы.
  • В идеале можно было взять треккинговые палки (мы их привезли) и минимальную аптечку, но тут пошло послабление на лёгкую прогулку.

Снега в основном не было:

Снега нет

Был виден Буковель (фотографию не делал), все склоны без следов снега.

Повыше на склонах с северной экспозицией снег оставался:

Снег есть

К озеру

Потерять тропу сложно, есть указатели на камнях и табличках:

Камень

Продолжаю съёмку текстур:

Трава

Озеро маленькое, но красивое. И замёрзшее:

Озеро Насамовытое

Посидели, выпили чаю, полюбовались. Что мне дико понравилось - абсолютная тишина. До звона в ушах. Ни ветерка. К такому я всегда стремлюсь, но редко ощущаю. Последние такие места - это один из перегибов над канатками на Эльбрусе и лес в национальном парке Biogradsa Gora в Черногории.

Начался закат. Возник интересный эффект. На склоне показалось какое-то большое белое яйцо. Мы сначала подумали, что это метеозонд, настолько оно было необычным. А потом оказалось, что это была луна (реальность гораздо эффектнее):

Закат

Обратно шли 1:47. В темноте. Фонарик не включали, так гораздо приятнее. Часть дороги - в свете луны.

Фонарика понадобился - последний участок пути проходил по густому лесу, наощупь было бы пройти тяжело. Так что правило жёсткое - идёшь в горы, фонарик должен быть. Даже если выходишь утром и хочешь вернуться днём. Всё бывает.

Еда в столовой на базе была нормальная.

При поселении нам выдали обогреватель. Ночью было прохладно, по крайней мере не помешал. Были одеяла для тёплого сна. В следующие разы, если будет более прохладно, то мы захватим с собой спальники.

Подъём на Говерлу

Приятно поразило отсутствие мусора. Склоны чистые, скорее всего есть люди, которые занимаются сбором всего, что накопилось за сезон.

Подъём на Говерлу по крутому пути (steep trail) должен занимать 1:50 (точка из леса):

Маршрут был таким:

От отеля мы шли 1:59

Мой пульс подымался только до 139, что соответствует темпу очень лёгкой пробежки:

Вид из-под вершины:

Подъём на Говерлу

И на вершине:

Вершина Говерлы

Памятники:

На Говерле

Что-то я не помню этой гранитной доски, но похоже, что она была и в прошлом году:

Тризуб:

И очередные текстуры:

Снег

Спуск с Говерлы

Обратный путь - через метеостанцию. Была идея дойти по хребту до озера Несамовытого, но потом передумали, и так неплохо прошлись.

Вид на Говерлу с другой стороны:

На промежуточной вершине (наверное, это Брескул, 1911 м):

На промежуточной вершинке

Гранитные столбики - это по всей видимости старые пограничные столбы польско-чешской границы 20-30-х годов.

А на деревянных столбах написаны цифры, по которым можно определить своё местонахождение.

Профиль возврата:

Спускались, похоже, с г. Пожижевской, тропа вполне видна.

День получился отличным, почаще бы так гулять.

Возврат в Киев

К сожалению, наступил вторник, и это последний день микро-отпуска. Выехали в 8:51, дорога домой заняла 11 часов (781 км):

Памятуя о подлости GPS, решили ехать через Львов, явно указывая промежуточные точки:

Несмотря на кажущееся удлинение пути мы добрались гораздо быстрее. Крюк по сравнению с дорогой до Заросляка составил всего 45 км. Но зато мы ехали по нормальным дорогам без ям и дыр с нормальной скоростью.

Жаль, что у нас не было ещё одного дня, так бы погуляли по Львову.

Опять с удовольствием проехались по трассе M06. Самым неприятным участком была трасса Житомир-Киев.

Для начала после поворота на Коростышев не было знаков о ремонте, да и с разметкой пока плохо, и я удивился, когда по моей полосе навстречу появился трак. Потом была долгая езда в одну полосу из-за грузовика, который тянулся со скоростью 50 км/ч (не преувеличиваю). Он собрал за собой колонну машин в 30, а обогнать возможности не было - во встречной всё время было движение. Встречные с дальним светом, проходящие в метре от тебя. Пыль, постоянные подтормаживания.

Некоторые всё-таки прорывались в обгон, но это было небезопасно. В просветы влезали даже такие, кто обгонял обгоняющих. Наконец-то километров за 50 от Киева удалось и нам обойти грузовик. И что бы вы думали - впереди была пустота! Никого! После тянучки на 50 км/ч я рванул на 110-130 км/ч. Постоянно думаю, что если меня остановят, то с моим полугодовым стажем и ограничение на 70 км/ч мне влупят штраф по самое “не могу”. Пока везёт.

Должен сказать, что за время всего пути в обе стороны было очень мало экипажей ГАИ. Может пять, из них два - в Киеве.

Из “стрёмных” моментов вспоминается чудило на джипике, который решил “поучить” меня, оттормаживаясь за метров 20 впереди меня. А поводом было то, что идя на 120-130 км/ч после обгона одной машины я решил не перестраиваться в правый ряд и проехать 15 секунд для обгона следующей. Ну что же, бывает.

Машинка вела себя хорошо. Правда за неделю до поездки я возил её на СТО, и там, похоже, дёрнули уже переваренный однажды глушитель. Мы заметили, что машинка стала громче ездить ещё в Киеве. А ямы на дороге до Ивано-Франковска усугубили повреждение:

После возвращения

Ничего, это дело поправимое.

Бюджет

Всего потратили 2356 грн:

• Три заправки бензином - 1061
  • Отели - 974
  • Еда в дорогу и в дороге - 260
  • Кофе - 61

Выводы

Не знаю, сколько стоит сейчас такси от Ивано-Франковска до Заросляка. Если узнаю и эта сумма будет вменяемой, то в следующий раз съездим на поезде. А вот если захочется покататься по Украине, то автопрогулка - без вариантов.

Ничего не было забыто, ничего не брали лишнего.

Хочу сказать, что для подобных поездок обязательно нужно брать с собой чашки, чай, сахар и кипятильник (или горелку и газ) - в отелях, к сожалению, выпить чаю невозможно и набрать термос нереально. А хочется.

Резиновые тапки для душа - обязательны. Полотенца не помешают.

Спальники - больше да, чем нет, особенно если начинается мороз.

Прогулка состоялась, нам понравилось. Надеюсь, через год снова съездим на Говерлу. И ещё надеюсь сходить на неё зимой.